Страницы

четверг, 15 марта 2012 г.

Сопроводительное письмо: проводник в мир работы

Деловой этикет и его стандарты начинают понемногу входить в нашу профессиональную жизнь. «Первой ласточкой» стало резюме, теперь всё чаще приходится слышать и про сопроводительное письмо. Что это такое? Зачем оно нужно? Облегчает ли оно поиск работы? И как его лучше составить? Об этом сегодня поговорим подробнее.

Сопроводительное письмо за рубежом


За рубежом сопроводительное письмо («сover letter» — англ.) – типичный документ. И в статьях по поиску работы ему уделяется не меньше внимания, чем резюме. Главная цель сопроводительного письма – привлечь внимание менеджера по персоналу к кандидатуре соискателя, прояснить те моменты, которые по каким-то причинам нельзя отразить в резюме. Уже из этого понятно, что сопроводительное письмо – штука важная, ведь оно может сделать заявку кандидата на вакансию более конкурентоспособной.


Кроме того, сопроводительное письмо, направленное вместе с резюме в конкретную компанию, показывает, что соискатель действует сознательно, не рассылает резюме «веером», а вдумчиво относится к вакансии, мотивирован на работу в этой компании – потому что готов не только «автоматом» отправить резюме, но и уделить время переписке с потенциальным работодателем.


Отправка резюме без сопроводительного письма часто воспринимается зарубежными рекрутерами как поступок «поперёк» бизнес-этики и признак элементарной невежливости кандидата.


Сопроводительное письмо у нас


Пока в России нет традиции обязательно сопровождать резюме сопроводительным письмом. В основном их используют при трудоустройстве в крупные иностранные компании либо в компании, перенявшие западные традиции работы с персоналом. Но таких случаев не так много, а потому и сами рекрутеры смотрят на его отсутствие «сквозь пальцы». Тем не менее, по оценкам специалистов, в ближайшие лет десять сопроводительные письма, скорее всего, приживутся и у нас.




И вполне возможно, что инициатива будет исходить именно со стороны соискателей: ведь, как мы уже отметили, хорошее сопроводительное письмо, отправленное вместе с резюме, — это своего рода «фишка», которая позволит выделить вас из огромной толпы, повышая ваши шансы на получение заветной должности.


Особенно советуем не забывать про сопроводительное письмо в том случае, если у вас в резюме есть «проблемные» места. Пояснить их внутри резюме не всегда получается, и это заставляет менеджера по персоналу трактовать все сомнения «в минус» соискателю. А сопроводительное письмо как раз даёт вам возможность сгладить это впечатление, и тем самым повысить свои шансы.


Как его писать?


Итак, сопроводительное письмо, как выяснилось, – не некая «лишняя бумажка» и пустая трата времени, а документ, весьма полезный соискателю. Так как же его лучше составить?


Обычно профессиональные рекрутеры дают такие советы:


1. Желательно обращаться к адресату персонально – конечно, если есть возможность найти эту информацию. Такое письмо обычно производит более благоприятное впечатление.


2. Сопроводительное письмо ни в коем случае не должно копировать ваше резюме.


3. Сопроводительное письмо должно содержать сведения о том, откуда вы получили информацию о вакансии.


4. Объясните, почему вы хотите работать в этой компании – все работодатели отдают предпочтение мотивированным кандидатам.


5. Сопроводительное письмо должно содержать сжатые сведения о ваших сильных профессиональных сторонах, соответствующих предлагаемой вакансии. Это заставит рекрутера внимательнее ознакомиться с вашим резюме.


6. Не забудьте заранее поблагодарить менеджера по персоналу за рассмотрение вашего резюме и сопроводительного письма, и укажите свои контакты для связи с вами. Понятно, что при отправке по электронной почте «вычислить» ваш адрес не составит никакого труда, но этого требует элементарная вежливость – даже если контакты уже содержатся в резюме.


Мы описали общую схему сопроводительного письма. Но есть ещё несколько тонкостей:


- Следите за тем, чтобы не допустить ошибок в названии фирмы, имени работодателя или менеджера по персоналу – это может сильно испортить впечатление от вашего письма.


- Не забудьте проверить и остальной текст на орфографические и пунктуационные ошибки.


- Не забывайте о том, что сопроводительное письмо должно быть лаконичным – у менеджера по персоналу нет времени читать длинные сочинения. Лучше всего уместить письмо в несколько небольших абзацев, сосредоточиться на самом главном.


- Стиль письма должен быть вежливым и дружелюбным. Лучше избегать как чрезмерно официального стиля (всё-таки вы пишете живому человеку), так и слишком неформального тона.


- Хвастовство, равно как и лесть, отталкивают людей. Менеджер по персоналу – не исключение. Поэтому не используйте эти «скользкие дорожки».


В каких случаях может помочь сопроводительное письмо?


Как мы уже отметили выше, оно будет особенно полезно, если в вашем резюме есть «проблемные места». Сюда относятся пропуски в стаже, частая смена работы, переход с более высокой должности на более низкую и т.п. В этих случаях сопроводительное письмо может снять некоторые вопросы работодателя к вашей профессиональной биографии. Ведь чем больше в ней «темных пятен», тем вероятней что ваша кандидатура вызовет недоверие и нежелание видеть вас в рабочем коллективе.


Кроме того, сопроводительное письмо может оказаться весьма полезным для выпускников и молодых специалистов. Когда у вас нет опыта, или его слишком мало, именно сопроводительное письмо может взять на себя функцию вашего «продвижения» как кандидата. Осталось совсем немного – научиться хорошо писать сопроводительные письма!;)


Удачного трудоустройства!

Источник: Работа и зарплата

Комментариев нет:

Отправить комментарий